XVI век

В первой половине XVI века в Италии господствовала школа фехтования  Ахилло Мароццо (1496-1576 гг.). В Мароццо главным образом видят первого выдающегося автора, написавшего об искусстве фехтования. Но вероятно, разумнее рассматривать его как величайшего учителя старой, грубой, неотшлифованной школы фехтования, опиравшегося на стремительность, ярость и озарение в той же мере, что и на тщательную подготовку и мастерство.

Мароццо был родом из Болоньи, но школу держал в Венеции. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из котороых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией.

Его работа замечательна тем, что далеко обогнала любой другой трактат своего времени и предвосхитила главенствующее положение итальянских школ в деле фехтования. И после его смерти вышло еще три издания через довольно большие промежутки времени, — и, судя по всему, она пользовалась популярностью среди отдельных стармодных фетховальщиков даже в начале XVII века, когда процветали школы таких великих мастеров, как Фабрис, Капо Ферро и Джиганти.

Со второй половины   XVI века стала преобладать колющая техника для шпаги и длинной рапиры, которая была мало пригодна для войны, но идеально подходила для смертельного поединка.

Камилло Агриппа

Первым трактатом по фехтованию, в котором было научно обосновано преимущество техники укола над рубящими ударами и защитных позиций над сложным маневрированием, было сочинение миланца Камилло Агриппы, изданное  в 1568г. в Венеции.   («Трактат об искусстве владения оружием с философскими диалогами»; издавалось в 1553, 1568 и 1604 гг. )

Занимательно, что Камилло Агриппа был не профессиональным фехтовальщиком, а всего лишь любителем.  Однако по своей профессии он являлся инженером (архитектором, математиком), благодаря чему смог внести новые рациональные элементы в искусство фехтования: «Прежде всего, он упростил поединок, выявив в нем четыре главные позиции. Пристальное внимание он уделял необходимости рационального движения оружием.  При этом он использовал знание математики для вычисления оптимальных направлений ударов и сходных позиций и для выработки точных способов обороны. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие.

Сальватор Фабрис родился в Болонье в 1544 году . Он объехал Испанию, Францию и Греманию. В 1590 году его пригласил ко двору датский король Христиан IV, большой любитель искусства фехтования, под его покровительством Фабрис опубликовал свой трактат. («De Lo Schermo overo Scienza d’Arme», Копенгаген, 1606). Искусство фехтования было делом его жизни. Наука о фехтовании обязана Фабрису тем, что он разъяснил многие малопонятные принципы, такие как: оппозиция, перевод оружия, круговые защиты, финт, темп и дистанция. Фабрис был первым, доказавшим неоспоримое превосходство такой системы фехтования, в которой главной целью является быстрота действий и соблюдение темпа, на чем основывается тщательная подготовка атаки. Сочинение Фабриса имело такой успех, что за XVII век в Италии  и Германии вышло не меньше пяти его изданий и столько же переводов или адаптаций.

Технологические, военные и социальные изменений влекут за собой и изменения внешнего вида оружия, а значит и техники им владения.
Закончился длительный период итальянских войн (с 1494г. по 1559г.). Это повлекло за собой появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий.
Так появилась рапира (rapiеr) — длинное, с более легким клинком, одноручное оружие, предназначенное для колющей техники. Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе.